Меню Рубрики

Батюшка в стиле хип-хоп. Проповедь в стиле хип-хоп

Священник из Чувашии Максим Курленко придумал действенный и оригинальный способ привести молодежь к православной вере. В интернете он размещает свои песни о жизни и вере на языке рэпа. У отца Максима уже появились свои поклонники — у его композиций тысячи просмотров, лайки и перепосты.

Отец Максим в общем-то ничем не отличается от других священников. Большинство его прихожан даже не догадываются, что он пишет рэп. Храм поселка Сосновка под Чебоксарами, который и возглавляет батюшка, посещают в основном пожилые люди. У священника есть и другая аудитория — молодежь, свободно пользующаяся интернетом. Те, кто в огромном море соблазнов с трудом могут найти себя и свой путь.

Мои песни — это только кирпичики. Как и те лекции, уроки, которые я провожу с ребятами. Это те кирпичики, которые, я надеюсь, в будущем смогут помочь им выстроить храм своей души. Я стараюсь быть искренним в своих песнях. Искренность и честность — это самое важное.

Впрочем, отец Максим много общается с молодежью и лично. Он возглавляет отдел по работе с молодежью Чебоксарской епархии. С подростками священник проводит лекции, беседы. Ведет программу на местном телевидении и радио, публикуется в газетах, имеет страничку в соцсети. Но достучаться до некоторых подростков удается именно с помощью рэпа. Потому что им это близко и понятно.

Не так давно читала в газете, что батюшка, вроде в Тверской области, играет в рок-группе. И меня это ни капельки не смущает. Какая разница — рок, рэп? Ведь главное это слова, это смысл песни. Эти композиции наполнены добром и светом. В них нет призыва к насилию, преступлениям, чем порой отличаются некоторые современные эстрадные псевдохиты. Православный рэп учит добру и, по-моему, — это главное. И совсем не важно, кто исполняет композиции — священник это или нет.

Профессионализм в песнях священнослужителя чувствуется сразу. Задолго до принятия сана, можно сказать еще в прошлой жизни, Максим Курленко работал ди-джеем на радио. А еще он участвовал в екатеринбургской рэп-группе EK Playaz.

Коллектив был популярен среди молодежи: музыканты выпускали диски и кассеты, были гостями и на столичной сцене.

Начитывает и сводит треки священник в домашней студии. Рука набита еще со времен рэп-группы.

Последний клип на песню «Без благодати» отец Максим снял с помощью друзей. Видео рассказывает, как подросток, покупающий наркотик в тонированной иномарке, заходит в храм. Светлые образы икон, свечи… Выйдя на улицу, парень выкидывает пакетик с зельем. И верится, что к злополучной тонированной иномарке он не вернется уже никогда. Отец Максим рассказывает: на съемку не было потрачено денег. Тем не менее отклик получился широкий.

Я поддерживаю эту идею. Не раз слышал песни на арабском, в которых прославляется Аллах. У протестантов есть такие композиции. У нас же, в православной религии, таких песен мало. И хорошо, что это рэп-исполнение. Потому что различные лекции, проповеди для молодежи — это далеко и непонятно. А рэп — это то, что просто и понятно. Важно, чтобы с молодежью разговаривали на ее языке.

- Невозможно жить так, когда вокруг только деньги,

Ангельское пенье не слышно: оно глохнет в сомненьях!

Это течение создаёт раба вместо гения,

Страхом и ленью опутывает с самого рождения!

В студии нервно ёрзает музыка, в колонках стрекочут биты, слова переворачиваются и складываются в рифмы. Стоя за дверью, можно представить у микрофона дерзкого парня с окраинного промышленного района, читающего о своей не сложившейся судьбе - о попытке выйти за узкие рамки социальных ограничений. Он коротко стрижен, на нём тяжёлая цепь и широкие штаны, его руки в татуировках, а когда куплет заканчивается, он быстро хватает из пепельницы медленно тлеющую сигарету и делает пару нервных затяжек - но, если открыть дверь, вы увидите другую картину.

У микрофона - отец Максим Курленко, он же МС Настоятель - так называется рэп-проект, которым он занимается с 2013 года. Максиму сорок два года, и он православный протоиерей. У него испанская бородка, седеющие длинные волосы и устало-ироничный взгляд. Широкий чёрный подрясник отца Максима лишь дорисовывает мрачные картины индустриального рэпа о жизни гетто и поиске себя в мире городских окраин. С происходящим слегка контрастирует золочёный крест, который висит на крупной цепи и нервно подпрыгивает в такт уличным ритмам, когда Максим характерно и по-рэперски размахивает руками, словно дорисовывая особо важные места текста резкими телодвижениями.

Студия - это небольшой кабинет, который Максим оборудовал в доме, что выделила для него епархия. Здесь стол с компьютером, микрофон на штативе и маленький магнитофон, с которого Максим читает «под плюс», то есть подпевает своей же песне, звучащей из динамиков. Это просто демонстрация возможностей - основные треки его трёх рэп-альбомов он записывал в другом месте - в квартире в Чебоксарах. Но около трёх месяцев назад его перевели в новый храм в селе Чемурша. Студию пришлось перевозить на новое место, где толком оборудовать её пока не удалось.

Свои клипы отец Максим выкладывает в Сеть примерно раз в год. В некоторых священник предстаёт в неожиданном образе брутального рэпера в спортивном костюме за рулём старой иномарки.

Чемурша - совсем небольшое село на 300 домов, находится в Чувашии - в двадцати километрах от столицы, города Чебоксары. Новый храм выглядит опрятно и даже слегка по-хипстерски: небольшой, уютный, аккуратно сложенный из бруса стильно-коричневых оттенков. Добраться до храма тяжело - не потому, что он запрятан, а потому, что дороги в селе чересчур напоминают направления, которые изъедены ямами так же сильно, как нераскаявшийся грешник пороками. Но, несмотря на это, возле храма стоят дорогие иномарки: горожане любят приезжать именно сюда, где нет суеты и шума, а службу ведёт молодой православный батюшка.

Служба в храме проходит на двух языках - русском и чувашском. Тексты Священного Писания на незнакомом языке волжского народа бойко читает сухонькая бабушка в платке. Прочитанные в проброс и речитативом места из Нагорной проповеди по-чувашски звучат диковинно и тоже отдалённо напоминают рэп. Отец Максим заканчивает службу возле алтаря и выходит на амвон. Звучит «Господи, помилуй», прихожане кланяются и крестятся. В храме очень много детей. Их собирают в беспокойную стайку и раздают бумажки с текстом песни. Дети, улыбаясь и переглядываясь, затягивают высокими голосами:

Господи помилуй, Господи прости,

Помоги мне, Боже, крест мой донести.

Я великий грешник на земном пути,

Господи помилуй, Господи прости.

Валера не дружил с внешним миром,

Что бы ни происходило, ему до фонаря.

Валера знал конструкцию любого тренажёра,

Любимый урок в школе - физкультура.

По улицам Екатеринбурга гуляет 2003 год. Группа EK Playaz, что в вольном переводе значит «екатеринбургские игроки», записывает свой самый известный трек «Валера». Их трое: Dry ICE, T BASS и DJ Макс - тот, который ещё не стал отцом Максимом, священником церкви Сретения Господня в селе Чемурша. Но это потом, а сейчас они на пике славы. Они вместе с группой «Каста» выступили на фестивале «Наши люди» в «Лужниках». Они записали свой первый альбом. И рэпер Влади позвал их в Москву в закрытый клуб «Даун Таун».

Максим Курленко не выделяется из команды: на нём джинсы и кеды, серая толстовка с принтом и серая шапка, уверенно натянутая по самые брови. Они пишут ироничный рэп о житейских нелепицах и противопоставляют его депрессивной и агрессивной хмури, популярной у большинства рэп-команд того времени.

А хмури даже в 2003-м в Екатеринбурге было изрядно. Впрочем, не сравнить с 90-ми годами. Максим ещё помнит, как в 91-м году он закончил школу, получая аттестат зрелости под громкое поскрипывание распадающегося Советского Союза.

Он всегда был погружён в себя. В школе предпочитал бесцельному блужданию по улицам и большим компаниям чтение книг по истории. Наполеон, Александр Македонский - их биографию он прочитал в старших классах.

Но, несмотря на увлечение книгами и некое затворничество, за углом школы Максима не поджидала наглая шпана, готовая отжать карманные деньги и крикнуть вслед презрительно: «Ботаник!» В старших классах Максим регулярно ходил в спортзал и подтягивался 20 раз на турнике. Он с детства хотел посвятить свою жизнь чему-то важному, большому и определяющему смысл существования - он всерьёз готовился стать военным.

Впрочем, одного года в командном училище хватило, чтобы понять: нищета, воровство, кумовство, растерянность и хаос - то есть всё то, что иллюстрировало российскую армию на заре 90-х, совсем не то, с чем он мечтает связать судьбу. Он бросил училище и год дослуживал солдатом. Максим охранял склады с химическим оружием.

Он выходил на дежурство и всю ночь стоял в одиночестве. За спиной возвышались бесчисленные цистерны с ядовитым газом, вкопанные в землю ещё при Сталине. Впереди виднелись мутноватые огни большого города. Над головой свисали непривычно яркие для жителя мегаполиса звёзды. Вокруг гудела тишина. Поговорить можно было разве что с нравственным законом внутри.

Была одна ночь, когда звёзды стали ближе и он понял: есть что-то выше начальника смены, генерала и даже министра обороны. Максим приехал домой на побывку и крестился в православие. Так он начал свой путь к себе. Идти в священники в 90-е Максим не собирался - он пошёл в диджеи местного екатеринбургского радио. Его духовные поиски в те годы направляли не церковные писания, а песни Цоя и «Алисы», которые он слушал на старом кассетнике.

А чуть позже появилось MTV и ярый поклонник русского рока открыл для себя рэп - тогда ещё заграничный. Слов песен Максим не понимал, но его захватили неизвестные ритмы и энергетика нового музыкального направления. Россия всегда была для молодого диджея страной Достоевского - то есть страной пасмурной, загадочной, талантливой и литературоцентричной - всё это он нашёл в рэпе.

Вместе с двумя друзьями они запустили первую в Екатеринбурге рэп-программу на местном радио. Они были своего рода миссионерами нового музыкального направления и несли рифмованное слово молодым людям. В эфире они включали самые популярные рэп-телеги из-за океана.

Но, чтобы поставить новую песню на радио, они часами караулили возле телевизора с видеомагнитофоном. Как только на экране начинался клип, нужно было стремительно нажать кнопку записи. А уже после проиграть записанную песню для радиослушателей. Так же по кусочкам друзья собирали эфиры западных станций, где-то находили и включали редкие для Екатеринбурга рэп-альбомы с пиратских кассет.

Ни одна модная вечеринка в Екатеринбурге на заре нулевых годов не проходила без них. В конце концов они решили придумать собственный рэп. Все песни они писали втроём, но немного о разном. Dry ICE и T BASS откровенно стебали окружающую действительность, а DJ Макс хотел даже в ёрнический речитатив вставить строки о поиске смысла, о цели существования, но не всегда лирические зарисовки ложились в концепцию ритмичного уральского скоморошества.

Тем не менее первые же композиции группы зацепили столичную рэп-тусовку, и им предложили записать альбом. Он вышел в 2003-м. Его назвали «Иградапобеда», пластинку снабдили предупреждением: «Внимание! Интеллектуально-юмористическая лексика». На обложке был игровой автомат с четырьмя портретами: священник Максим Курленко - крайний справа, с испанской бородкой и в белой шапке, натянутой по самые глаза.

Громкие вечеринки, лёгкие наркотики, концерты и поклонницы - всё это окружало и сковывало тусовку рэперов. Бодрые биты и речитатив, высмеивание новой российской реальности, которые сперва так забавляли Максима, стали его утомлять. Он вспоминал своё детство, когда уезжал в ростовскую деревню к бабушке и дедушке и всё время проводил там, в тишине и на природе - наедине и в гармонии с собой. Вспомнил звёздную ночь в карауле, когда звёзды медленно опускались к нему, когда нахлынуло мистическое переживание чего-то неизвестного и всеобъемлющего.

Когда ребята сели писать второй альбом и планировали концертный тур, Максим сказал, что уходит из группы. Он поступил в Екатеринбургское отделение Свято-Тихоновского московского богословского института. Уже через три года был рукоположен в сан священника. Это случилось 12 лет назад.

Чтобы это стало мега, нужно быть профессионалом, как отец Фотий, например, - а это нужно очень много времени, денег и подготовки. Такой задачи у меня нет - я даже с проектом «МС Настоятель» нигде не выступал и не собираюсь. Мой дедушка играл на трубе, мой папа играл на трубе джаз - мне всё это близко. Но то, что я делаю, - это нельзя назвать поэзией даже, это скорее проповеди. Первый альбом так и назывался «Проповедь в стиле рэп». Отчасти это какое-то юродство. Как говорил апостол Павел, «ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих», - отец Максим улыбается.

Улыбается священник открыто и искренне. Каждый раз, когда он говорит о рэп-музыке, он значительно оживляется, потом, словно смущаясь своего повышенного интереса к таким мирским вещам, мигом становится серьёзным. Но о молодых годах рассказывает всегда с увлечённой ностальгией.

О том, что стало переломным моментом - точкой перехода из рэпа в православие, Максим прямо не говорит. Он скорее изъясняется притчами, рассказывая про долгие поиски своего я, и про мистический опыт, который подстерегает каждого истинно верующего. За 12 лет, прошедших с последнего альбома, записанного с EK Playaz, в его жизни изменилось всё. В церкви Максим дослужился до протоиерея.

В царском табеле о рангах это звание сродни полковнику в армии, - иронично замечает отец Максим.

В монастыре он познакомился со своей будущей женой. Теперь у него четверо детей - две дочки и два сына. Семь лет он ведёт передачу о вере на местной радиостанции и ездит по университетам с лекциями. В епархии он возглавляет отдел по работе с молодёжью, так что, кажется, о прошлом ничего не напоминает. Но в какой-то момент в жизни отца Максима опять зазвучали биты и ритмы. Это было так же внезапно, как когда-то в армии, в карауле, когда он почувствовал, что верит. Несколько лет назад, уже в сане священника, он понял, что опять хочет записывать рэп.

Настоящая вера преображает, - говорит отец Максим, - поэтому моё нынешнее творчество - это уже не тот я, эта история совсем о другом. Это попытка говорить с молодыми людьми на их языке. Говорить о вещах серьёзных и личных. Я не пытаюсь забросить крючок и на этом крючке всех притянуть к вере. Я, как сеятель, забрасываю семена - какие-то упадут на каменистую почву, какие-то на благодатную. Все же задают себе вопросы: кто я такой? зачем это всё? Эти вопросы задают все - другое дело, какие ответы они находят. Или просто забрасывают это мусором - пусть будет как будет, буду плыть по течению. Вот мой клип с первого альбома «Без благодати» на «Ютубе» посмотрело 90 тысяч человек - я считаю, это весьма неплохо.

У отца Максима, точнее у МС Настоятеля, - много почитателей в социальных сетях. Впрочем, с церковной кафедры он проповедует классическим церковнославянским слогом, не смущая прихожан проповедями в стиле рэп. Многие верующие, особенно пожилые, о творчестве святого отца и не догадываются. Хотя работники храма, даже пожилая монахиня Анастасия, в курсе его творчества.

А что, я внуку показала. Ему 25 лет, он тоже раньше в широких этих майках и штанах ходил, тоже был рэпером. Он послушал и говорит: нормальный у вас там священник.

Попадаются в Сети, впрочем, и не православные тролли и воинствующие атеистические хейтеры-ненавистники, которые пишут отцу Максиму неприятные вещи.

Пишут: священник рэп читает - лучше бы молился. Но, постойте, я и молиться немного умею, - улыбаясь, парирует отец Максим.

Максим не стесняется того, что дружил и до сих пор поддерживает хорошие отношения со многими рэперами. Он очень хорошо отзывается о Влади и Касте, о группе «25/17», хотя последние веяния русского рэпа ему не близки - он говорит, что коммерция съела почти всё творчество, всё искусство и русский рэп стал напоминать выгребную яму вторичных рифм.

Церковное начальство о существовании МС Настоятеля если и знает, то публично творчество не осуждает и запрета на рэп-проповеди не накладывает.

Многие священники меня понимают - видят в этом миссионерское что-то. Но единственное, что как-то один батюшка спросил: «Я слыхал, ты там где-то пляшешь?» Я говорю: «Где?» Это, видимо, видеоклип вышел, хотя особо я нигде не пляшу. Я спрашиваю: «Вы его смотрели?» Он: «Нет, не смотрел». Вот в таком примерно ключе. Я понимаю, что сейчас немного хожу по краю. Но миссионер, он и должен быть немного на краю, чтобы быть мостиком между теми, кто верит, и теми, кто ещё сомневается или вообще ни разу об этом не задумывался.

В протестантской Америке уже много лет существуют целые направления музыки: и госпел-рэп, и холи-хип-хоп. Популярные музыкальные жанры используют, чтобы донести универсальные идеи христианства до разных социальных слоёв - поговорить с ними на их языке. В православной церкви такие явления, как МС Настоятель, единичны и всегда вызывают массу вопросов, удивления и интереса.

Может быть, потому что православие является довольно закрытой и ортодоксальной религией, закрытой прежде всего для новых веяний. Молодёжь не всегда готова воспринимать церковно-славянский язык и не всегда понимает, о чём ей вещают пожилые священнослужители с длинными седыми бородами.

Мы заканчиваем съёмку, отец Максим задумывается и долго смотрит в сторону оператора.

Много ли осталось в финале этой истории? Друзья, с которыми он начинал свой уральский крестовый рэп-поход, по-прежнему продвигают их екатеринбургскую группу да изредка дают интервью интернет-блогерам на лавочке в парке. В этих интервью они шутят, вспоминают Максима, хвалят его творчество, говорят, что он всегда шёл своим путём и к нему нужно прислушиваться. Говорят, что слушали его новые треки и они норм.

Максим пока не обрёл огромной популярности. Его проект «МС Настоятель», безусловно, интересен, но настолько, что каждый новый вышедший альбом добавляет тысячу друзей к его аккаунту в социальной сети. На своей страничке вместе с песнями он выкладывает радиопередачи о православии, которые тоже слушают. Отец Максим не отрицает того, что если вдруг ситуация изменится и высшее духовное начальство потребует наступить на горло собственной песне, церковная субординация вынудит его это сделать и он забросит рэп, однако подобного исхода ему бы не хотелось видеть.

МС Настоятель не сможет стать массовым явлением, и отец Максим, конечно же, не призывает всех священников повально идти в рэперы - это было бы смешно и глупо. Однако если бы верующие и просто думающие люди разбавили коммерческую рэп-музыку чем-то, в чём был высший смысл и чёткий ритм, - такие потуги он крайне одобряет. Не зря же Россия - страна Достоевского.


Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

Наконец отец Максим выходит из задумчивости.

О! - внезапно восклицает он.

Он быстро подходит к оператору и о чём-то его расспрашивает. В присутствии икон звучат слова «диафрагма», «объектив», «автофокус».

Отличный фотоаппарат, - резюмирует МС Настоятель, - у меня такой же, но похуже и подержанный.

В этот момент он оживляется, и кажется, что ещё немного - и начнёт читать какой-нибудь фристайл. Впрочем, это впечатление быстро испаряется, и вот уже нас провожает серьёзный и задумчивый православный священнослужитель.

Ангела-хранителя вам в дорогу! - размеренно и ритмично произносит он, и мы покидаем церковь. А вслед словно звучит очередной то ли трек, то ли проповедь то ли рэпера, то ли святого отца, то ли двух людей разом.

Вконтакте

Более шести тысяч просмотров и прослушиваний, сотни «лайков» и репостов - такова реакция слушателей на православный рэп исполнителя Nastoyatel. Под этим ником скрывается священник Максим Курленко, клирик Чувашской митрополии. До принятия сана он был рэпером и ди-джеем. Спустя девять лет музыкального молчания вернулся - чтобы облечь в рэп-форму проповеди и размышления о жизни во Христе.

«Владыка о моей деятельности знает. Если будут с его стороны возражения - занятия музыкой прекращу. Но он пока не ругал. Владыка у нас добрый, доверяет», - иерей Максим Курленко возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью, а еще он - настоятель храма в поселке Сосновка под Чебоксарами.

С молодежью отец Максим общается много и охотно. Ведет программу «С нами Бог» на местном радио, читает лекции, публикуется в газетах, устраивает круглые столы. А еще - идет к тем, кто не воцерковлен. И, пожалуй, именно они - как скажут маркетологи - целевая аудитория рэпа в исполнении чебоксарского батюшки. «Лекции - это хорошо. Но они не для всех, - объясняет отец Максим. - А реп - эта та же проповедь, облеченная в понятный многим язык».

Ключевая песня в альбоме отца Максима называется «Без благодати». Ее рефрен: «Без благодати, нам с колен не встати» - уверенный речитатив священника сопровождает размеренный бит и перебор гитарных струн. В клипе на песню - история подростка, молодого человека. Каждый день он ходит рядом с храмом: ходит мимо - к тонированной машине, через окошко которой ему продают наркотики. Потом он решается и однажды заходит в храм. Сверток с наркотиками летит в урну.

Отец Максим знает, какие слова и образы понятны молодым. Десять лет назад он был участником рэп-группы EK Players из Екатеринбурга, работал ди-джеем, был погружен в то, что сейчас называют уличной культурой. Его рэп-группа в молодежных кругах была известна: выступала на столичной сцене, их альбомы выходили на кассетах и дисках. Но уже тогда, говорит отец Максим, внутри него не прекращался духовный поиск. И уличная культура для ответа на духовные запросы была мала. Так музыкант из Екатеринбурга оказался студентом Православного Свято-Тихоновского университета в Москве. Во время учебы был рукоположен и уехал в Чебоксары - служить в небольшом храме за городом.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова, - говорит он. - Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают».

Хип-хоп служение

Музыку к композициям - так называемые «биты» - подарили бывшие друзья-музыканты. У себя дома отец Максим сделал сведение и мастеринг - эти навыки остались у него еще со времен ди-джейства. Клип сняли при помощи друзей. Как говорит сам священник, на запись и раскрутку альбома он не потратил ни копейки. Тем ни менее, резонанс от композиций, выложенных в интернет, вышел нешуточный. Сработало сарафанное радио: песни отца Максима, скрывшегося под сценическим именем «Настоятель», стали распространять по сети. Сотни людей написали и поблагодарили за творчество. Нежданно-негаданно пришла известность.

История из клипа отца Максима иногда повторяется и в жизни. «Ребята некоторые пишут, что послушали альбом и теперь, якобы, бросили вредные привычки и ходят в Церковь. Мне такие истории, честно говоря, кажутся не совсем правдой», - говорит отец Максим. Но он признает: если его творчество действительно заставит человека задуматься и что-то пересмотреть - цель будет достигнута. «Препоны, которые якобы есть между молодым человеком и Церковью - это картонные заборы. От них нужно избавляться».

Священник планирует и дальше писать рэп - пока это не будет мешать его службе. Его опыт обращения к хип-хопу как форме проповеди - не единичен. Свой рэпер есть в Тульской епархии, где молодой семинарист по имени Антон Панченко тоже пишет рэп-тексты православной тематики. Два года назад он даже получил благословение от владыки на миссионерские концерты. Тогда в епархии так прокомментировали это начинание: служение Господу возможно разными способами, и рэп - один из них.

Маленькое село Чемурша рядом с Чебоксарами, разбитая ухабистая дорога и чуть больше 400 жителей, для которых несколько лет назад отстроили новенькую деревянную церковь и пригласили молодого священника. 42-летний батюшка Максим служит в храме, ведет воскресную школу, делает православную передачу на местном радио... А на досуге вспоминает свою звездную уральскую юность и читает рэп. Вернее, «проповеди в стиле рэп». Записывается он под ником MC Nastoyatel и буквально пару недель назад выпустил . Ради такой новости мы возобновили спецпроект и доехали до Чувашии, чтобы узнать, как бывший диджей пришел к вере и что думает церковное начальство о речитативах настоятеля.

Я учился в УПИ, на факультете экономики и управления, параллельно работал на радио и увлекся тогда рэпом. Мне нравилась его энергетика, мужская такая, бойцовская. Эту музыку мало кто слушал, но нашлись единомышленники, такие же белые вороны: Дима Dry Ice и Саша T-Bass, с которыми мы сделали проект EK-Playaz. И примерно в это время у меня начали появляться размышления о том, что это все не то, чему бы я свою жизнь посвятил . Где-то в глубине души шли поиски чего-то самого главного. Мы тогда заключили контракт с продакшн-студией, начали ездить по фестивалям. Это начало 2000-х, московские клубы, большие площадки…

Мне стало очень интересно все, что связано с православием. Я не вырос в православной семье, не ходил в церковь. Крестился я уже взрослым, в армии. Я служил в роте охраны, там были караулы через сутки, мы охраняли химическое оружие и склады с боеприпасами. И вот я стоял ночами на вышке, совершенно один, и размышлял о чем-то таком важном. Звездное небо, поезда стучат вдалеке, огни города где-то там. И вдруг я ощущаю, что звезды слишком близко. Что Бог слишком рядом, чем я думал раньше. А потом мои внутренние поиски закончились тем, что в душе произошла встреча с Богом. Я почувствовал Его присутствие, присутствие благодати. Меня перевернуло совершенно. Этот момент сложно описать. Ни один верующий человек не сможет воспроизвести в памяти точно по секундам: вот вчера я был неверующим - а сегодня верующий. Есть некая мистика в этом. Я помню внутренний тупик, противоречия, которые вдруг обнажились. В один прекрасный момент я, наверное, как-то искренне и глубоко обратился к Богу - и он мне ответил. И вот это благодатное присутствие меня изменило.

Но после армии меня еще штормило, я был далеко от церкви. Наверное, у меня были молитвы запутавшегося парня, который хотел найти свое место в жизни. Это как в том анекдоте, когда миллионера спрашивают, как он разбогател. И он долго рассказывает, как приехал в Америку с двумя долларами в кармане, купил на них два лимона, выжал сок, продал лимонад, потом купил четыре лимона… А потом умерла бабушка и оставила огромное наследство. Вот и у меня так же - просто произошло чудо.

Для моих родителей все это, конечно, стало огромным удивлением, что я так резко ушел в веру. Но они никогда не пытались мне что-то навязать. С друзьями своими я тогда тоже все время сбивался на богословские темы - это называется «синдром неофита». Сейчас я со многими в хороших отношениях, но как-то все перестраивается со временем, люди, которые ближе к вере, стали мне ближе.

Это было очень быстро, с корабля на бал. Я ответил на тот призыв, который у меня в сердце загорелся, и решил поступить заочно в московский Свято-Тихоновский богословский институт, мне просто было интересно.

Учиться было очень трудно, я с утра до вечера читал, и так три с половиной года подряд. Познакомился с отцом Иеронимом - известный старец в Чувашии был, наместник Свято-Троицкого монастыря. Я тогда себя не представлял священником, размышлял, принимать монашество или жениться. А отец Иероним сказал сразу: «Ты должен быть священником». И это легло мне в душу. Я поехал в монастырь в Алатыре, который он помогал восстанавливать, там же познакомился с будущей супругой, отец Иероним нас повенчал и предложил остаться в Чувашии. Ходатайствовал, чтобы мне позволили стать священником.

Господь призывает: «Оставь все и следуй за мной». Вот как-то так и со мной произошло. Я переехал в Чувашию, стал священником. В первое время было очень тяжело. Жизнь поменялась полностью. Есть определенные качества, которые нужны для такой жизни. Смирение прежде всего. Но я не такой человек, чтобы бросать все на полпути. Нет у меня крамольных мыслей куда-то бежать, что-то менять резко. Да и четверо детей у меня - я сейчас не могу решать только за себя.

Проект «Настоятель» - это чистое миссионерство, попытка воцерковить рэп, как христиане когда-то воцерковляли язычество, оставляя во многом форму, но меняя суть. Это попытка показать ребятам, которые интересуются и верой, и хип-хопом, что это можно совмещать и делать что-то такое. Показать, что священник - гораздо ближе, чем кажется, что он неплохо разбирается в рэпе и может еще покруче тебя почитать. В клипе я езжу на старенькой , у товарища взял, и в спортивном костюме Adidas, я в нем на тренировки хожу. Это специальная провокация, чтобы показать, что священник - тоже человек.

Мало кто занимается с молодежью, есть при крупных храмах разные православные движухи, где все ходят в одинаковых майках, что-то делают - это прекрасно, но туда приходят те, кто уже близок к вере. А те, кто сидит во дворах, - тоже отличные ребята, они увлекаются рэпом, и к ним никто не обращается. В американском рэпе давно такое есть: Gospel Rap, Holy Hip-Hop. И у нас есть такая потребность.

Еще одна цель этого проекта - некоторое юродство. Я сам по себе человек немножко эпатажный, и мне хочется как бы с другой стороны подойти к вам. Человек привык, что ему будут говорить: евангелие, заповеди, все такое… И он уже отрастил броню против этого. А если кто-то подойдет к нему со спины и постучит - эй, я здесь! - может быть, он еще там не успел построить эти бетонные заборы. Апостол Павел сказал: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Подозреваю, что митрополит знает об этом, но пока дает мне карт-бланш - или одуматься, или сделать что-то хорошее. Более старшие прихожане не дерзают что-то такое батюшке говорить - ну чудит батюшка, пускай. Мои прихожане как ходили ко мне, так и ходят. Приходят иногда отзывы - мол, так нельзя. Но у меня свои взаимоотношения с Богом, и я стараюсь Ему поверять свои шаги, если я что-то сделал - значит, у меня есть потребность такая и умысел, зачем я это сделал.

Самое трудное для священника - быть человеком по-настоящему жертвенным и отзывчивым для всех. Я понимаю, каким должен быть священник, но реальная жизнь показывает, что иногда кишка тонка. Людей слишком много, а времени мало. Но зато ты видишь, куда тебе стремиться и что у тебя сейчас не так.

Я нашел ответ на вопрос, в чем смысл. Я ощутил в своей жизни присутствие Бога, понял, что тот жизненный путь, который мне дан, - вот по нему и надо идти. В молодости я все прыгал, пытался найти, что мое, что не мое - этого уже нет. Сейчас я ощущаю себя в своем русле и ощущаю, что это я живу, а не кто-то за меня живет.

Господь не прессует твои увлечения - только это все должно быть во славу Богу. Просто будьте честным сами с собой, и если есть какие-то противоречия - разрешайте их, не откладывайте на понедельник. Да и у меня, может, еще все впереди, я не знаю, как еще будет штормить. Самое главное - веру не расплескать.